Вопросы и ответы

В
Кто может быть ликвидатором коммерческой организации?
 
ОЗаконодательство Республики Беларусь не ограничивает в выборе ликвидатора – в качестве него могут быть назначены:
1) любой гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, даже абсолютно непричастный к ликвидируемой компании, отвечающий следующим требованиям:
  • достигший совершеннолетия, полностью дееспособный;
  • имеющий высшее образование, преимущественно экономическое и (или) юридическое;
  • имеющий опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности (опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица) и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее трех лет;
  • не имеющий непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
Ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) не может быть учредитель и руководитель предприятия, если на момент приятия решения компании есть непогашенная кредиторская задолженность.
2) юридическое лицо, в штат работников которого входит не менее двух лиц (за исключением руководителя организации, технического и вспомогательного персонала), работа которых у этого юридического лица является основным местом работы. К руководителю юридического лица, назначаемого ликвидатором, и указанным лицам предъявляются требования, установленные для физического лица.
Практические рекомендации по выбору кандидатуры ликвидатора.
Ликвидатором может быть назначен:
  • Один из участников (акционеров, собственник) коммерческой организации;
  • Руководитель ликвидируемой компании;
  • Главный бухгалтер. Ему проще будет разрешить финансовые проблемы и представить компанию перед проверяющими органами;
  • Юрист коммерческой организации или сторонний, оказывающий услуги по договору возмездного оказания услуг. Он будет максимально компетентен, если необходимо будет представлять интересы ликвидируемой компании в суде;
  • Любой из сотрудников ликвидируемой коммерческой организации;
  • Любое физическое лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям. Этот вариант актуален, если другие вышеуказанные кандидатуры не согласны;
  • Сторонняя организация, занимающаяся ликвидацией компаний.
Кто будет возглавлять процесс ликвидации коммерческой организации решать только участникам (акционерам, собственнику). К данному вопросу необходимо отнестись ответственно, выбрав грамотного и компетентного лица, поскольку от его решений и оперативности будет зависеть исход ликвидации.
В
Необходимо ли вносить изменения в устав организации при изменении ее местанахождения?
 
ОВ соответствии с ч. 2 п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", в случае изменения местонахождения коммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление по форме, установленной Министерством юстиции. Уведомление направляется в регистрирующий орган по новому местонахождению организации. В случае если в указанный выше срок в регистрирующий орган будут представлены для государственной регистрации изменения в устав, уведомление не направляется.
Вносить изменения в устав организации при изменении ее местонахождения не требуется.
В
Необходимо ли согласие супруга (супруги) на приобретение доли в уставном фонде общества?
 
ОЗаконодательством Республики Беларусь не предусмотрено обязанности по получению согласия супруга (супруги) на приобретение доли в уставном фонде общества.
Однако получение согласия супруга (супруги) необходимо при отчуждении доли в уставном фонде общества, поскольку данная доля в уставном фонде относится к имуществу, нажитому супругами во время брака, если брачным договором не предусмотрено иное. Следовательно, согласно п.2 ст.256 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ч.1 ст.23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, доля в уставном фонде общества будет являться общей совместной собственностью супругов, приобретенной в период брака, распоряжение которой осуществляется по согласию обоих супругов.
Вместе с тем, такое согласие предполагается. Во избежание судебных споров, рекомендуется оформить согласие супруга (супруги) в письменном виде.
В
Вправе ли общество принять решение о реорганизации или ликвидации до момента выплаты действительной стоимости доли вышедшему участнику?
 
ООбщество вправе принять решение о реорганизации или ликвидации до момента выплаты действительной стоимости доли вышедшему участнику.
В данном случае вышедший участник обладает правами кредитора общества и вправе потребовать досрочного исполнения обязательства по выплате ему действительной стоимости доли и возмещения убытков согласно п. 2 ст. 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ч.3 ст.23 закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
Если общество принимает решение о ликвидации, то в таком случае вышедший участник как кредитор, должен предъявить к обществу требование о выплате действительной стоимости доли в порядке и в сроки, установленные в публикации о ликвидации общества.
В
Возможно ли сформировать уставной фонд общества лишь за счет имущества, имущественных прав?
 
ОУставный фонд хозяйственного общества может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущества, к примеру, недвижимого и/или движимого имущества, ценных бумаг и т.д.
Однако уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав согласно ч. 3 ст. 29 закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Вместе с тем формирование уставного фонда общества в полном объеме за счет неденежных вкладов (имущественных прав в совокупности с иным имуществом либо иного имущества, помимо имущественных прав) учредителей (участников) допускается, поскольку не противоречит законодательству. При этом необходимо учитывать, что объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов уставного фонда хозяйственного общества.
В
Вправе ли общество использовать наименование должности "генеральный директор" для единоличного исполнительного органа?
 
ОЗаконодательного запрета на наименование должности «Генеральный директор», как единоличного исполнительного органа общества, не имеется. Однако необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 4 пункта 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 N 1:
Наименование должности «Генеральный директор» применяется, как правило, для наименования должности руководителя организации, имеющей дочерние предприятия, подчиненные организации, обособленные подразделения, при условии, что указанное наименование установлено учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством».
Исходя из этого, для того чтобы должность руководителя организации именовалась «Генеральный директор», необходимо, во-первых, указание на это в учредительных документах организации, во-вторых, по общему правилу наличие дочерних предприятий, подчиненных организаций, обособленных подразделений.
Формулировка «как правило наличие дочерних предприятий, подчиненных организаций, обособленных подразделений» позволяет трактовать, что и при отсутствии дочерних предприятий, подчиненных организаций, обособленных подразделений законодательство позволяет для наименования должности руководителя применять наименование должности "Генеральный директор", если в учредительных документах установлено соответствующее наименование должности руководителя организации.
В
Обязаны ли индивидуальные предприниматели рассматривать письменные обращения граждан и юридических лиц?
 
ОСогласно положениям абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) под обращением следует понимать индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме. Письменное обращение - обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений (абз. 7 ст. 1 Закона). В соответствии с абз. 13 ст. 1 Закона книга замечаний и предложений - документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, - замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Пунктом 1 ст. 3 Закона предусмотрено, что граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны рассматривать только письменные обращения граждан Республики Беларусь, если они были изложены путем внесения их в книгу замечаний и предложений и при условии, если такие обращения относятся к деятельности этих индивидуальных предпринимателей, касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. В противном случае такие обращения могут быть оставлены без рассмотрения (п. 1 ст. 15 Закона). В остальных случаях, у граждан Республики Беларусь и юридических лиц отсутствует право на обращение к индивидуальным предпринимателям в рамках Закона, а у индивидуального предпринимателя – обязанность по их рассмотрению.